Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Музей Черномырдина. Июль 2021 года

Комментарии

Login Form

11 января 2005 года

Константин Артемьев

Оренбургская степь порой подбрасывает тайны, раскрыть которые смогут лишь наши потомки.

Археологическая экспедиция специалистов Оренбургского педагогического университета у поселка Акоба в Акбулакском районе проходила по плану. Очередной курган, выбранный археологами, должен был приоткрыть завесу тайны сарматских захоронений. Жившие три-четыре тысячи лет назад в наших степях кочевники сумели в свое время победить причерноморских скифов, торговали с греками и удерживали среднеазиатские племена от походов на север как раз по линии будущих казачьих поселений у границ Российской империи. К захоронениям соплеменников они относились весьма уважительно. В курганах - кладбищах сарматских времен - у каждого усопшего находилось свое место для могилы с целым набором оружия и домашней утвари. А тут...

Руководитель экспе­диции Нина Моргунова, увидев открывшуюся картину, сразу почувствовала нечто необычное. Мужские скелеты лежали рядом друг с другом, без оружия и украшений. У многих кости были раздроблены и разрублены. Что за братская могила?

- Нина Леонидовна! - к преподавателю спешили удивленные студенты. - Посмотрите, здесь вообще полскелета...

И в самом деле. У некоторых захороненных воинов часть костей отсутствовала. Причем кости не могли исчезнуть бесследно, к тому же, судя по всему, их не раскапывали звери. Их просто не было.

Нина Моргунова: «И сарматы горшки обжигали» 

Нина Моргунова: «И сарматы горшки обжигали»

* * *

Помнится, еще совсем недавно, прошлым летом, я поинтересовался у главы районной администрации Александра Ковалева, не собирается ли он к столетию родного поселка присвоить звание почетного гражданина Акбулака какому-нибудь сарматскому вождю. На удивление легко поддержав мой ироничный тон, Александр Владимирович предложил представить доказательство вклада сарматских воинов в освоение акбулакских степей. А потом долго и с интересом рассказывал о племенах бледнолицых кочевников, живших на нынешней территории Оренбуржья всего-навсего... три-четыре тысячелетия назад.

Где-то далеко на юге победоносно наступали фаланги Александра Македонского. На востоке китайцы изобретали порох. А у нас на равнинах уральских предгорий кочевали воины-скотоводы, никак непохожие на нынешних обитателей степей Северного Казахстана. Сарматы, или савроматы, как их еще называют, имели черты лица, типичные для представителей европеоидной расы, и, судя по форме черепа, более походили на нынешних кавказских джигитов, нежели на таджикских строителей.

 Это - меч амазонок?

Это - меч амазонок?

Были у них и свои ремесленники, и лекари, и политические деятели, которым удавалось время от времени собирать единый савроматский кулак, чтобы охранять от таких же воинственных соседей свои исконные территории. А в остальном, как и теперь, близкие по духу, языку и цвету кожи племена нещадно воевали друг с другом. Степей им наших не хватало!

Известный в Оренбуржье специалист доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории России ОГПУ, профессор Нина Моргунова, в разговоре с представителями прессы о савроматах вообще старается оперировать точными терминами и выверенными фактами. Хотя и понимает, что мы все равно нафантазируем больше, чем способна выдержать любая ученая голова. Ну в самом деле, интересно же понять или хотя бы представить себе, какие доводы приводили мудрейшие на совете вождей, призывая своих «ястребов» направить стрелы в сторону общего врага. Или, к примеру, какие они были, молодые воительницы-амазонки, чьи скелеты найдены в курганах Оренбуржья вместе с кольчугой, мечом и колчаном со стрелами, причем такими удобными в употреблении, что сразу понимаешь не декоративную, а боевую их суть. Воевали сарматские леди! И явно не за гражданские права или эмансипацию, а за свободу родного племени, за кусок мяса в котле и за жизнь собственных детей. При этом, заметьте, не за лучшую или престижную, а просто за жизнь.

а фамилию - не скажу

а фамилию - не скажу

Так это было или нет? Нина Леонидовна старается не детализировать околонаучные фантазии в процессе извлечения реальных доказательств савроматского существования. Лишь загадочно улыбается:

- Скелет - смотрите сами. А его фамилию я вам не назову... Лучше зайдите в наш университетский археологический музей, послушайте лекцию, почитайте научную литературу, может, сами поймете.

Музей, открывшийся при кафедре истории России в середине ноября, - ее детище. Находки, представленные в нем, уникальны. Во-первых, потому что собраны за более чем два десятилетия археологических экспедиций, ежегодно проводимых летом студентами и преподавателями исторического факультета ОГПУ. Где только за это время ни побывали - в Октябрьском и Красногвардейском, в Грачевском и Ташлинском, в Илекском и Акбулакском районах!

Было время, савроматы покорили даже скифов. А потом и сами полностью исчезли, оставив степи кочевникам монголоидной расы. Куда? Загадка, спрятанная в веках. Быть может, ее разгадает наш современник, вместе с научной экспедицией аккуратно и послойно открывающий очередной оренбургский курган?

А пока эти тысячелетние земляные насыпи только подбрасывают нам новые ребусы. Подобно той братской могиле с посеченными скелетами.

Фото
Валерия Гунькова

Акбулак Оренбург

Скачать

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter